Поскольку вопрос не праздный, а информация раскидана по ресурсам, как горох по полю и большая её часть неактуальна или некорректна, предлагаю собирать все вопросы по теме регистрации и функционирования в качестве индивидуального предпринимателя вебмастеров.
Я начну с регистрации ИП.
Зачем нужно? Просохатив несколько заказов, когда клиенты принципиально работали только с юрлицами (счет в банке и печать на бумажке), принял решение зарегистрироваться в качестве ИП. Да и если у кого-то возникнут вопросы к моей деятельности - пятая точка прикрыта наличием регистрации. Да, налоги и отчисления, возможная абонентская за счёт ИП в банке или в электронной системе отчётности (на аутсорсинге) - это несколько неприятно (как и любые расходы), но обеспечит некоторое спокойствие, никто не обвинит в незаконной предпринимательской деятельности, да и слово "безработный" ко мне теперь не будет иметь отношения.
Сразу отмечу, что неплохо бы иметь аккаунт на госуслугах. Он у меня есть уже давно, пригождался не раз, начиная получения загранпаспорта без очередей и заканчивая личными кабинетами на сайтах судов. Но в случае с регистрацией ИП он помог мало. Итак, для регистрации ИП сайт госуслуги предлагает нам забрать на сайте налоговой инспекции программулину, которая формирует форму заявления. Забираем, устанавливаем, создаем и заполняем форму № Р21001, всё нормально. Правда, сформировать пакет документов и отправить его в налоговую онлайн не получится, поскольку для этого нужна сертифицированная электронная цифровая подпись. Ну и фиг с ней, мы не гордые, отнесём руками, благо руками не надо заполнять эти дурные квадратики.
Во время заполнения формы пользуемся подсказками, в общем-то там всё достаточно просто и наглядно. Копию паспорта сделать можно обычным телефоном и распечатать на любом принтере. Я совместил копию главной страницы и страницы с пропиской на одном листе и распечатал на обычном лазерном принтере.
В форме необходимо указать основной и дополнительный виды деятельности по кодам ОКВЭД. Поскольку "оффлайнить" я не собираюсь, то основным видом деятельности выбрал "Деятельность web-порталов", а дополнительно перечислил большинство кодов серии 60.хх (всё, что связано с интернетом, компьютерами, консультациями, размещением рекламы и т.п.).
Копия ИНН (при его наличии) не нужна, но поскольку в сети гуляет информация, что в некоторых налоговых при подаче заявления её спрашивали, то тоже распечатал (в моей налоговой сказали, что она не нужна всё-таки).
Госпошлину за регистрацию ФЛ в качестве ИП можно оплатить онлайн на сайте налоговой. Квитанция, которую мне предоставил сервис приема платежей (интеркасса или что-то типа того) доступна после проведения операции по ссылке, присылаемой на мыло. Я ей также распечатал на обычном лазернике - вопросов к копии квитанции не было, лишь спросили о её происхождении (онлайн на сайте налоговой - а, всё понятно, всё ок).
Лучше сразу определиться, какую систему налогооблажения выбрать. В 99% случаев ИП вебмастеру лучше выбирать УСН (упрощенка, упрощенная система налогообложения). Она бывает двух видов: на доходах (6% от всех доходов ИП) или на доходах минус расходы (15% от чистой прибыли). Я выбрал упрощенную систему налогообложения на доходах, поскольку весьма проблематично подтверждать львиную часть расходов, а, значит, 15% налога на разницу для меня совсем не интересно.
Заявление на переход на УСН можно (и лучше) подавать сразу, вместе с заявлением о регистрации ИП. Шаблоны формы есть в сети, заполняем, распечатываем в двух экземплярах (осторожнее, там должна быть дата подачи документов, если собрались подавать завтра - то и дата завтрашняя).
На сайте госуслуг можно записаться онлайн на определенной время посещения налоговой. Я записался на 14-00, телефон и мыло гордо гордо отрапортовали подтверждения и прислали ПИН-код, который надо ввести в талономёт при входе. Но... что-то обязательно должно работать не так! В налоговой я ввел ПИН-код, мне выплюнулся талон и я прождал вызова 40 минут. Нифига! Подошел к администратору зала, показал свой талон, спросил, почему не вызывают. Оказалось, что что-то там не сработало, талона такого в системе нет, на тебе вот другой, как все люди делают (лучше сразу обращаться к администратору зала, а не в талономёт, там настолько дикое меню с несколькими уровнями вложенности, что даже я, человек не очень далекий от информационных систем, мягко говоря, запутался и прифигел, так и не найдя в течение нескольких минут нужного пункта).
Через 10-15 минут подошла моя очередь, я отдал бумаги, получил расписку о получении, в другое окно меня отправили с заявлением о переходе на УСН, где его завизировали и одну копию вернули мне. Кстати, автоматически документ, подтверждающий переход на УСН, не выдается. Если он нужен (в некоторых случаях его просят контрагенты) - его нужно заказать отдельно.
Через 3 рабочих дня в наоговой я получил уведомление о регистрации с присвоением ОГРНИП и выписку из реестра. Свидетельство ОГРНИП (красивая такая бумажка, как ИНН) с 1.01.2017 более не выдаётся!
Теперь выбираю потихоньку банк с норм условиями, в котором потом открою счёт (под первого же клиента в апреле, ибо счет открывается в большинстве банков онлайн в течение часов, максимум - один день). Ну и буду мимо какой-нибудь фирмы с изготовлением печатей проходить - закажу печать.
Ниже рассчитываю поговорить о налогах, нюансах, подводных камнях и т.п.
Ну и сразу вопрос, который интересует меня лично и, думаю, заинтересует любого нового ИП с нулевыми (как у меня) знаниями: если отражать в качестве доходов ИП только те денежные средства, которые будут попадать на счёт ИП в банке, но умалчивать про всякие остальные счета физлица, тем более электронные деньги, не домахается ли налоговая, что не все доходы указаны? (хотя 6% ИП куда меньше НДФЛ 13%, но всё же эти 13% практически никто и так никогда не платит).
Я начну с регистрации ИП.
Зачем нужно? Просохатив несколько заказов, когда клиенты принципиально работали только с юрлицами (счет в банке и печать на бумажке), принял решение зарегистрироваться в качестве ИП. Да и если у кого-то возникнут вопросы к моей деятельности - пятая точка прикрыта наличием регистрации. Да, налоги и отчисления, возможная абонентская за счёт ИП в банке или в электронной системе отчётности (на аутсорсинге) - это несколько неприятно (как и любые расходы), но обеспечит некоторое спокойствие, никто не обвинит в незаконной предпринимательской деятельности, да и слово "безработный" ко мне теперь не будет иметь отношения.
Сразу отмечу, что неплохо бы иметь аккаунт на госуслугах. Он у меня есть уже давно, пригождался не раз, начиная получения загранпаспорта без очередей и заканчивая личными кабинетами на сайтах судов. Но в случае с регистрацией ИП он помог мало. Итак, для регистрации ИП сайт госуслуги предлагает нам забрать на сайте налоговой инспекции программулину, которая формирует форму заявления. Забираем, устанавливаем, создаем и заполняем форму № Р21001, всё нормально. Правда, сформировать пакет документов и отправить его в налоговую онлайн не получится, поскольку для этого нужна сертифицированная электронная цифровая подпись. Ну и фиг с ней, мы не гордые, отнесём руками, благо руками не надо заполнять эти дурные квадратики.
Во время заполнения формы пользуемся подсказками, в общем-то там всё достаточно просто и наглядно. Копию паспорта сделать можно обычным телефоном и распечатать на любом принтере. Я совместил копию главной страницы и страницы с пропиской на одном листе и распечатал на обычном лазерном принтере.
В форме необходимо указать основной и дополнительный виды деятельности по кодам ОКВЭД. Поскольку "оффлайнить" я не собираюсь, то основным видом деятельности выбрал "Деятельность web-порталов", а дополнительно перечислил большинство кодов серии 60.хх (всё, что связано с интернетом, компьютерами, консультациями, размещением рекламы и т.п.).
Копия ИНН (при его наличии) не нужна, но поскольку в сети гуляет информация, что в некоторых налоговых при подаче заявления её спрашивали, то тоже распечатал (в моей налоговой сказали, что она не нужна всё-таки).
Госпошлину за регистрацию ФЛ в качестве ИП можно оплатить онлайн на сайте налоговой. Квитанция, которую мне предоставил сервис приема платежей (интеркасса или что-то типа того) доступна после проведения операции по ссылке, присылаемой на мыло. Я ей также распечатал на обычном лазернике - вопросов к копии квитанции не было, лишь спросили о её происхождении (онлайн на сайте налоговой - а, всё понятно, всё ок).
Лучше сразу определиться, какую систему налогооблажения выбрать. В 99% случаев ИП вебмастеру лучше выбирать УСН (упрощенка, упрощенная система налогообложения). Она бывает двух видов: на доходах (6% от всех доходов ИП) или на доходах минус расходы (15% от чистой прибыли). Я выбрал упрощенную систему налогообложения на доходах, поскольку весьма проблематично подтверждать львиную часть расходов, а, значит, 15% налога на разницу для меня совсем не интересно.
Заявление на переход на УСН можно (и лучше) подавать сразу, вместе с заявлением о регистрации ИП. Шаблоны формы есть в сети, заполняем, распечатываем в двух экземплярах (осторожнее, там должна быть дата подачи документов, если собрались подавать завтра - то и дата завтрашняя).
На сайте госуслуг можно записаться онлайн на определенной время посещения налоговой. Я записался на 14-00, телефон и мыло гордо гордо отрапортовали подтверждения и прислали ПИН-код, который надо ввести в талономёт при входе. Но... что-то обязательно должно работать не так! В налоговой я ввел ПИН-код, мне выплюнулся талон и я прождал вызова 40 минут. Нифига! Подошел к администратору зала, показал свой талон, спросил, почему не вызывают. Оказалось, что что-то там не сработало, талона такого в системе нет, на тебе вот другой, как все люди делают (лучше сразу обращаться к администратору зала, а не в талономёт, там настолько дикое меню с несколькими уровнями вложенности, что даже я, человек не очень далекий от информационных систем, мягко говоря, запутался и прифигел, так и не найдя в течение нескольких минут нужного пункта).
Через 10-15 минут подошла моя очередь, я отдал бумаги, получил расписку о получении, в другое окно меня отправили с заявлением о переходе на УСН, где его завизировали и одну копию вернули мне. Кстати, автоматически документ, подтверждающий переход на УСН, не выдается. Если он нужен (в некоторых случаях его просят контрагенты) - его нужно заказать отдельно.
Через 3 рабочих дня в наоговой я получил уведомление о регистрации с присвоением ОГРНИП и выписку из реестра. Свидетельство ОГРНИП (красивая такая бумажка, как ИНН) с 1.01.2017 более не выдаётся!
Теперь выбираю потихоньку банк с норм условиями, в котором потом открою счёт (под первого же клиента в апреле, ибо счет открывается в большинстве банков онлайн в течение часов, максимум - один день). Ну и буду мимо какой-нибудь фирмы с изготовлением печатей проходить - закажу печать.
Ниже рассчитываю поговорить о налогах, нюансах, подводных камнях и т.п.
Ну и сразу вопрос, который интересует меня лично и, думаю, заинтересует любого нового ИП с нулевыми (как у меня) знаниями: если отражать в качестве доходов ИП только те денежные средства, которые будут попадать на счёт ИП в банке, но умалчивать про всякие остальные счета физлица, тем более электронные деньги, не домахается ли налоговая, что не все доходы указаны? (хотя 6% ИП куда меньше НДФЛ 13%, но всё же эти 13% практически никто и так никогда не платит).
Изменено:
Eye - 17 Марта 2017 17:34
И умелыми жестами рук,
Нам не нужно все это, чтобы друг друга понять.
Сигареты в руках, чай на столе - так замыкается круг,
И вдруг нам становится страшно что-то менять.